Доменико Венециано.
Поклонение волхвов. 1438 г.
Стремление заполнить первый план фигурами так, чтобы почти не осталось "просвета" между этими пространственными зонами напоминает нам прием, который применяли в "пейзажных" формах художники треченто.

Подобный способ композиционного построения применяли многие художники 30-50-ых годов кватроченто, например, это хорошо проявляется в произведении Доменико Венециано "Поклонение волхвов", созданное им во Флоренции.
  галерея библиотека каталог    

 


Композиция вписана в круговое поле рондо. Отдельные части картины напоминают "Поклонение волхвов" Джентиле да Фабриано - это относится к любовному перечислению деталей одеяний людей, это тщательное прорисовывание травинок и цветов на первом плане, это и скрупулезно написанные тела крылья птиц. Но насколько разительна перемена в передаче пространства. У Джентиле да Фабриано несмотря на пристальное внимание к деталям второго и третьего плана - картинное поле условно. Оно все еще остается своеобразным декоративным обрамлением. У Доменико Венециано пространство реально ощущаемо. Взгляд движется не снизу вверх по условным зонам словно по ступеням, а от одного плана к другому вглубь, причем дальние планы не теряются в темноте, а мягко тают в белесоватой дымке солнечного дня, усиливая иллюзию пространства.