Дуччо
Мадонна Ручеллаи 1285
Галерея Уффици, Флоренция 1285
Дерево, темпера. 450 х 290 см


В произведении Дуччо "Мадонна Руччелаи", также созданном в 1285-году, основа композиции весьма похожа на построение "Мадонны" Чимабуэ, но есть и различия. Дуччо более склонен к тончайшей трактовке формы. Линия изящна. Край плаща то струится золотой линией, мягко закручиваясь, то становится ломким - здесь ощущается воздействие готики, которая получила в аристократической Сиене большую поддержку и внимание. В построении трона прослеживается связь с архитектурными мотивами Византии, но, как и у Чимабуэ, строение наполняется материальной тяжестью.


  галерея библиотека каталог    

 


15 апреля 1285 г. община Марии флорентийской церкви Сайта Мария Новелла поручила Дуччо написать большой образ Мадонны для их капеллы. В XVI в. эту картину перенесли в другую часовню этой церкви, в капеллу Ручеллаи, отсюда и название картины. Эта форма алтарного образа с треугольным фронтоном была обычной в итальянской живописи XIII в.

Широкая расписанная рама, украшенная полуфигурными изображениями Иисуса, двадцати четырех пророков и доминиканских святых, в том числе мученика Петра и основателя общины, редко встречается среди сохранившихся памятников той эпохи. Почти все пространство картины заполняет облаченная в сине-зеленый плащ бестелесная фигура Мадонны, восседающей на богато украшенном резьбой деревянном троне. На коленях она держит младенца в белом с золотом одеянии. Трон царицы Небесной с благоговением спускают на землю коленопреклоненные ангелы, по три с каждой стороны. Детализированное, пространственное изображение трона подчеркивает правдоподобность сцены.

Изображение трона, показанного в ракурсе немного сбоку, следует традициям мастеров старшего поколения, его можно сравнить со станковой картиной Гвидо да Сиена и с ассизской фреской «Маэста» Чимабуэ. Однако непосредственное лирическое изображение Мадонны и воздушные фигуры ангелов чужды пластичным фигурам Чимабуэ, в них находят дальнейшее развитие скорее устремления современной сиенской школы в духе французской готики. Легкая декоративная игра линий на картине Дуччо, живописность прозрачно сияющих, теплых цветов - новые явления в итальянской живописи.

Источники:

1. Прокопп М. Итальянская живопись XIV века/'Корвина', Венгрия, Будапешт - 1988


 

Берцы