Амброджо Лоренцетти
"Принесение во Храм" 1342
Это произведение было заказано великим герцогом Фердинандо III и хранилось во Флоренции с 1822 г.
«Принесение во Храм» создано сиенским мастером в зрелости и отражает идиллическое, благостное настроение, столь характерное для его творчества, в отличие от трагически взволнованного искусства его брата Пьеро.
  галерея библиотека каталог    

 


В картине Амброджо Лоренцетти "Принесение во храм" /1342/ мы видим пример интерьера, дававший современникам ясный и четкий способ построения замкнутого пространства, основанный на принципиальном интересе неперспективным сокращениям. Амброджо наиболее последовательно пытается искать новую перспективную методику. В изображении мозаики пола он предвосхищает достижения мастеров кватроченто, кажется, что художнику удалось свести все ортогональные линии пола к одной общей точке схода. Однако, последовательный анализ свидетельствует, что точек схода линий несколько. Одно место схождения имеют линии пола, изображенные в центральной части картины; другое - едва заметные боковые линии. Видно, что художник еще не мог удержаться на уровне своего открытия, он все же расслаивает конструктивный каркас ортогональных граней. И это понятно, для подобной целостности еще не было предпосылок, понятно, почему его эксперименты не стали нормой для других мастеров. Линейная перспектива возникла для оформления глубокого иллюзорного пространства, распространяющегося вдаль до горизонта. Амброджо пытался создать такое глубокое пространство во фреске "Последствия доброго правления" /правая сторона/ и построить линию горизонта, но ощущение пропасти за самой дальней пространственной зоной не может исчезнуть. Необходимо было коренное изменение на мировоззренческом уровне. Если принципы построения интерьера вторых и третьих планов в "пейзажных" картинах, мастера Х1У века могли найти в античном искусстве с его развитым пространственным пониманием, то совместить изображение неба и земли в линию горизонта, плавно соединить все планы было чрезвычайно трудно, примеров таких изображений почти не существовало.